Катализатор: для чего его устанавливают и зачем его пробивают

Зачем нужен автомобилю катализатор, и что делать, если эта деталь выходит из строя? Этими вопросами задаются многие автовладельцы. Постараемся дать на них короткие и ясные ответы.

Устройство

Большинство моделей современных машин ещё на конвейере оборудуется каталитическими нейтрализаторами – именно так на самом деле называется деталь системы выпуска. Необходимость в их установке диктуется принятыми сегодня во многих странах жёсткими экологическими стандартами.

Конструкция узла с течением времени менялась. В привычном виде катализатор представляет собой заключённые в корпусе из стального листа керамические соты, на поверхность которых нанесены методом напыления благородные металлы. Это могут быть платина, родий, палладий, реже – золото.

Принцип работы

При прохождении выхлопных газов через соты инициируется бурная реакция окисления, в результате которой происходит преобразование:

  • Остатков несгоревших углеводородов (CH) – в обычный водяной пар.
  • Смертельно опасного монооксида углерода (CO), также известного как угарный газ – в относительно безвредный углекислый газ (CO2).
  • Негативно влияющих на природу и человеческий организм оксидов азота в обычный азот, присутствующий в большом количестве в нормальном составе земной атмосферы.

Это благоприятно сказывается на состоянии окружающей среды.

Причины неисправности

В случае частого использования топлива низкого качества соты катализатора, с течением времени, забиваются несгоревшими остатками различных веществ. Это негативно сказывается на работе двигателя внутреннего сгорания. Он постепенно теряет мощность, начинает неустойчиво держать обороты холостого хода, глохнуть а, в конце концов, и вовсе перестаёт заводиться.

Способы ремонта и возможные последствия

Правильным выходом из создавшегося положения является замена вышедшей из строя детали. Но в связи с её высокой стоимостью некоторые автовладельцы предпочитают просто протыкать довольно хрупкую сердцевину узла металлическим стержнем подходящего диаметра. В результате выхлопные газы начинают выходить, минуя катализатор, и двигатель начинает функционировать относительно стабильно.

Но у такого способа решения проблемы существуют и определённые, весьма серьёзные, недостатки. Дело не только во вреде, который наносится окружающей среде. Существуют и иные причины.

Работа современных автомобильных моторов во многом зависит от информации, поступающей с датчиков, регистрирующих содержание вредных веществ в выхлопе. При разрушении каталитического нейтрализатора доля этих веществ существенно возрастает, и управляющая электроника принудительно обедняет горючую смесь, уменьшая количество поступающего в цилиндры топлива.

Результатом такого обеднения смеси становится снижение мощности ДВС и сокращение его ресурса. Таким образом, сэкономив сегодня на приобретении одной запасной части, автовладельцы впоследствии вынужденно увеличивают расходы на эксплуатацию техники.